Back to top

Подготовка к школе. Практические советы для родителей.

Готовность ребенка к школе, как известно, во многом определяется его психологический подготовкой. Она не возникает сама по себе, а формируется с годами, постепенно и требует организации специальных занятий. Обычно такие занятия проводятся в детском саду, подготовительной группе или развивающем центре, который посещает ребенок. Но этого недостаточно, т.к. большую часть времени ребенок все равно проводит дома. Поэтому психологическая подготовка ребенка к школе должна обязательно проводиться и в домашних условиях.

Что такое психологическая готовность ребенка к школе?

Чтобы подготовить ребенка к учебным занятиям в школе, родителям следует иметь хотя бы элементарное представление о том, что такое психологическая готовность и какие показатели в развитии личности ребенка её определяют. Как показывает многолетний опыт педагогов и психологов, психологически готовый к школе ребенок:

  • имеет определенный уровень познавательных интересов - желание учиться;
  • умеет доводить начатое дело до конца и преодолевать трудности при достижении поставленной цели;
  • имеет элементарные аналитические навыки – умеет что-то сравнивать и делать на основании сравнения простейшие выводы; 
  • умеет хотя бы краткосрочно концентрировать и удерживать внимание на предмете познания;
  • обладает навыками общественного поведения, жизни – понимает кто он, что и зачем он делает и для чего идет в школу.

Как психологически подготовить ребенка к школе?

Достичь определенного уровня психологической подготовки ребенка родителям помогут некоторые практические советы, приведенные ниже.

  • Играйте с ребенком в «Школу». В свободное от детского сада время можно организовывать короткие, на 15-20 мин., игры с ребенком в ученика и учителя, распределив роли таким образом, чтобы ребенок как можно чаще становился учеником. В ходе игры можно давать ему посильные задания и обязательно хвалить его за их выполнение. Замечания в ходе игрового учебного процесса допускаются, но они должны носить рекомендательный характер и побуждать к дальнейшим действиям.
  • Преодолевайте трудности вместе. Родители своим личным примером и во время совместных занятий каким-либо общим делом (например, во время рисования или уборки) должны показывать детям, как необходимо доводить начатое дело до конца, даже если что-то не получается. Не получилось нарисовать дерево? Не разрешайте ребенку бросать рисунок, лучше посоветуйте, как это сделать, найдите изображение в книге или нарисуйте его вместе.
  • Читайте ребенку и беседуйте с ним. Эту простую истину знают практически все родители, но мало кто использует её, чтобы подготовить ребенка к школе. После того, как прочитали ребенку его любимую сказку, не откладывайте книгу сразу, задайте ему несколько вопросов по тексту: кто?, кого?, когда?, почему?, за что?, как бы ты поступил?, кто хороший?, кто плохой?, как ты думаешь? Такие беседы развивают внимание, память и аналитическое мышление.
  • Не запрещайте и сами организовывайте игры со сверстниками. В школе ребенку нужно будет общаться со сверстниками, и он обязательно должен уметь это делать. Поэтому, вовремя прогулок на свежем воздухе, в парке, во дворе, на детской площадке, не запрещайте ему общаться с детьми его возраста, даже если они пока не находят общего языка или часто ссорятся. Помогите своему ребенку найти контакт с ними - организовывайте для детей игры и сами участвуйте в них.
  • Не опекайте ребенка излишне, пусть он обслуживает себя сам. Будущий школьник должен самостоятельно обуваться, раздеваться, умываться, мыть руки, застегивать молнии, пуговицы и завязывать шнурки. Нельзя это делать вместо него. В этом у него должна быть полная независимость.